
В позиции слушающего:
• проявите терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте ему высказаться;
• прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;
• не давайте оценок ребёнку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам;
• не давайте советов: лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.
В позиции говорящего:
• не обвиняйте — не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка, и не обвиняйте ещё кого-то в том, что случилось;
• не придумывайте — не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
• не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах, сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;
• не характеризуйте — не описывайте личность ребёнка, старайтесь выразить то, что вас беспокоит по существу;
• не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребёнка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.